Страница обновлена 17.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Березка"

Страница обновлена 17.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Березка"

Формы организации обучения в ДОУ
 
 ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
1. Сюжетная игра
 Цель: овладения ребенком двойной системой средств построения игровой деятельности.
Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.
Специфика игровой деятельности (ее «замещающий» характер) требует одновременного овладения ребенком двойной системой средств ее построения. Ребенок должен научиться не только совершать  условное игровое действием, но и обозначать воображаемое явление или событие. Формирование игровой деятельности предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры. В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложение. Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре со взрослым, где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.
Процесс игры не представляет собой непрерывное движение ребенка в условном плане. Построение сюжета игры  представляет собой  постоянный переход из совершения условных игровых действий к обозначению смысла этих действий и обратно. Такие поясняющие  действия органично входят в процесс игры, выполняя функции планирования ребенком индивидуального плана развертывания сюжета и согласования их с намерениями других играющих. Указанные способы  постепенно изменяются (усложняются) на протяжении всего дошкольного детства.
Выделены  три основных способа построения сюжета в раннем и дошкольном возрастах. Первичным и наиболее простым является обозначение и развертывание действий с предметами в игре. Следующий способ – ролевое поведение реализуется за счет обозначения и осуществления условной ролевой позиции. Условные предметные действия при этом становятся вторичны, и подчиняются роли. Третьим способом является сюжетосложение (игра-фантазирование), который заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием, и  которые могут строиться различным образом.
В настоящее время, сюжетная игра для полноценного развития нуждается в формирующих воздействиях со стороны взрослого. Являясь особой субкультурой детства, образцы способов построения сюжета  передавались от старших поколений детей к младшим в естественном процессе их совместной игры. В настоящее время по ряду причин взаимодействие детей в разновозрастных группах затруднено, и функция передачи способов игры перешла к взрослому, который и демонстрирует ребенку образцы игровых действий. Успешность подобных культурных воздействий может быть успешна только в том случае, если взрослому удастся сохранить естественность детской игры.
2. Игра с правилами
Цель: овладения ребенком системой средств построения игровой деятельности.
Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.
Игра с правилами также имеет свои культурные формы, классифицируемые по кругу задействованных в них компетенций. Игра на физическую компетенцию, подразумевающая конкуренцию на подвижность, ловкость, выносливость; игра на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика); игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью, и не связан со способностями играющих.
Также  как и сюжетная игра, игра с правилами во всей своей полноте (соблюдение формализованных правил, ориентация на выигрыш) складывается у ребенка не сразу, а постепенно, на протяжении всего дошкольного детства. В возрасте 2-4 лет ребенок начинает осваивать действия по правилу, затем, в возрасте 4-5 лет у него появляются представления о выигрыше в рамках игры, построенной на готовых правилах, и в возрасте 6-7 лет ребенок приобретает способность видоизменять правила по предварительной договоренности с другими играющими. Реализация всех указанных этапов возможна только в том случае, если взрослый своевременно будет знакомить ребенка с характерными для дошкольного детства культурными формами игр с правилами. Сначала это должны быть простейшие подвижные игры и игры на ловкость, затем игры на удачу, способствующие ориентации ребенка на выигрыш, и, в завершении дошкольного детства – игры на умственную компетенцию.
3. Продуктивная деятельность
Цель: овладения ребенком репрезентирующими (моделирующими) видами деятельности.
Задачи: созидательная работа, направленная на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу игры.
Под продуктивной деятельностью в дошкольной педагогике подразумеваются репрезентирующие (моделирующие) виды деятельности, доступные дошкольнику. Это рисование, конструирование, лепка, аппликация и различные синтетические, комплексные формы. Во многом, продуктивная деятельность в дошкольном детстве переплетается с сюжетной игрой. Но, в тоже время, продуктивные виды деятельности имеют существенное отличие от сюжетной игры. Вне зависимости от используемых материалов продуктивные виды деятельности  представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу, в чем и заключается их развивающий смысл.
Основы продуктивного целеполагания закладываются у ребенка в раннем возрасте. В дошкольном детстве в  продуктивной деятельности у ребенка происходит дальнейшее развитие целеполагания и произвольной организации деятельности. Между отдельными целями создания чего-либо появляется осознанная связь. Ребенок делает из конструктора автомобиль, а затем, строит для нее гараж. У ребенка появляется интерес к образцам, который поддерживается и развивается за счет способности их воспроизводить. Ребенок начинает объективно оценивать  результат своей работы, сравнивать его с мысленным, идеальным результатом и аналогичными продуктами, сделанными другими людьми. В результате, ребенок готов овладевать новыми культурными способами, позволяющими достичь наилучшего результата – правильно держать кисть и карандаш, овладевать новыми приемами их использования. Поначалу, желание овладеть новым навыком целиком опосредовано конечной целью ребенка. Например, желая нарисовать действительно круглое колесо у автомобиля он будет тренировать так называемые круговые движения.
Содержания, предлагаемые взрослым ребенку для осуществления педагогически целенаправленной продуктивной деятельности, можно разделить на четыре вида: работа по образцам, работа с незавершенными продуктами, работа по графическим схемам, и работа по словесному описанию цели[1].
Работа по образцам
Данная форма продуктивной деятельности  представляет собой работу ребенка по образцам, предложенных ему взрослым. Это могут быть плоскостные изображения, требующие копирования, объемные нерасчлененные образцы, требующие анализа составляющих его элементов.
Работа с незавершенными продуктами
Здесь ребенку могут быть предложены продукты, в структуре которых присутствует незавершенность, и которые ребенок должен завершить. Также, это могут быть продукты с неочевидным конечным видом и назначением и требующие творческой разработки.
Работа по графическим схемам
В данной форме совместной деятельности взрослый предлагает ребенку различные схемы (чертежи, выкройки и др.) по которым тот должен воспроизвести плоскостные изображения или объемные конструкции. Также это могут быть пооперационные схемы различных типов.
Работа по словесному описанию цели
В данном случае совместная деятельность взрослого и ребенка заключается в том, что взрослый описывает признаки-условия класса предметов, которые должен изготовить ребенок.
4. Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: расширять представления  детей об окружающем мире.
Задачи: овладение детьми  характерными способами упорядочения опыта.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном детстве представляет собой активность, направленную на постижение окружающего мира. Лишь к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность начинает носить целенаправленный характер, со своими мотивами и целями. В целом, на протяжении дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей различных материалов, обдумывания и рассуждения об окружающих вещах и явлениях.
По мере развития психофизиологических функций  ребенка  познавательно-исследовательская деятельность становится все сложнее. Развитие восприятия, мышления, речи дает возможность ребенку сместиться с изучения непосредственно окружающих его вещей к более отвлеченным предметам. Естественными формами познавательно-исследовательской деятельности дошкольника являются непосредственные действия с предметами и вербальные формы исследования. Начиная с младшего дошкольного возраста  в познавательно-исследовательской деятельности ребенок, не только расширяет свои представления об окружающем, но и овладевает характерными для данной культуры способами упорядочения опыта, что позволяет ему в старшем дошкольном возрасте иметь достаточно  целостные представления об окружающем мире.
5. Чтение художественной литературы
Цель: активизации воображения ребенка, расширение осведомленности о мире, о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте.
Задачи: овладение детьми  моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывать целостную картину мира.
Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, благодаря которым ребенок выходит за пределы непосредственно воспринимаемой реальности. Благодаря чтению художественной литературы ребенок овладевает моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывает целостную картину мира, овладевает богатой языковой средой. Условно функции художественной литературы можно разделить на два больших класса: познавательно-нравственная и эстетическая функции.
Содержание познавательно-нравственной функции заключается в активизации воображения ребенка, расширении осведомленности о мире, особенно о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте; освоении таких методов упорядочивания информации, как причинно-следственные и временные связи между событиями; освоение моделей  человеческого поведения в различных ситуациях; формирование ценностных установок к различным явлениям действительности.
К эстетической функции относится знакомство и приобщение ребенка к словестному искусству и развитие хорошей разговорной речи за счет знакомства с литературным языком, ориентация ребенка на индивидуальное словесное творчество через образцы, данные в литературных текстах, воспитание культуры переживаний и чувств.
Для решения указанного круга задач  в программе предлагается минимально достаточный набор художественных текстов для чтения в семье и в детском саду, единый для всех детей группы. Принцип подбора художественных текстов заключается в том, чтобы они являлись смысловым фоном и значимым стимулом для реализации продуктивной, познавательно-исследовательской  и игровой деятельности.
6. Проектная деятельность
Цель: формирование социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения детей со сверстниками и взрослыми
Задачи:
- организация воспитательно-образовательной работы по развитию у дошкольников навыков коммуникативной культуры в ходе организации проектной деятельности с использованием сказочных историй и выполнением творческих заданий к ним;
- разработка универсальной модели воспитательно-образовательной работы образовательной организации в ходе проведения обучающего тренинга для педагогов по формированию у дошкольников социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения со сверстниками и взрослыми;
- организация и проведение творческих встреч в родительском клубе с целью  создания условий для активного участия родителей в проектах, направленных на формирование у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми средствами семейного воспитания.
 
 
________________________________________
[1] В данный перечень мы не внесли так называемые «свободные» формы продуктивной деятельности, например, рисование по собственному замыслу, на основании мысленных образов,  так как взрослый участвует в них лишь опосредовано, через организацию предметной среды.