Советы родителям будущих первоклассников
Уважаемые родители!
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника – умением читать, писать, считать) в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения.
Общеизвестно, что каждые десять лет объем информации, окружающей человека, увеличивается в два раза. Накопленная на сегодняшний день информация не может быть усвоена учеником в полном объеме.
Как показывают исследования, школа как источник информации занимает лишь четвертое место, уступая компьютеру, телевизору и среде общения.
В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению, «образованию, длиною в жизнь», принятие себя как субъекта собственной жизнедеятельности (из доктрины ЮНЕСКО). Это подразумевает решение следующих задач:
- формирование активной жизненной позиции по отношению к себе и окружающим;
- формирование способности и готовности принимать самостоятельные ответственные решения;
- умение выдвигать и отстаивать свою точку зрения;
- умение отстаивать реальные цели;
- умение планировать свои действия, прогнозировать их последствия;
- умение ставить конкретные цели;
- умение реально оценивать степень риска;
- принятие того, что мир изменчив;
- укрепление психофункциональной устойчивости, включая стрессоустойчивость;
- владение навыками саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, тревожности;
- толерантность к новизне и неопределенности;
- знание и принятие своих индивидуальных особенностей;
- учет индивидуальных особенностей при распределении своих сил, планировании дел;
- владение навыками поддержки психологического здоровья.
Социально-психологическая компетентность (способность эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений):
- умение ориентироваться в социальных ситуациях;
- умение адекватно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей;
- умение выбирать адекватные способы общения с окружающими людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия;
- умение конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Принятие законов общества, моральных норм и необходимость их соблюдения:
- социальная толерантность;
- наличие представлений о различных правилах в разных микросоциумах (владение социальными ролями);
- осмысленное отношение к морально-нравственным основам социума;
- наличие в системе мировоззрения представлений, служащих основой морально-нравственного поведения.
Формирование каждого из перечисленных качеств личности начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.
Большую роль в этом играет выработка единых требований к процессу формирования личности ученика со стороны всех участников образовательного процесса.
Важным фактором успешности в достижении поставленных целей также является целенаправленная работа по созданию детских коллективов как среды общения».
Оперативную информацию обо всех изменениях в системе образования округа Вы можете получить на сайте окружного управления образования.
Дополнительные материалы:
Готовность ребенка к школьному обучению | |
Советы родителям первоклассников |
Игры с пользой